Александр Сергеевич Пушкин
К
работе над романом о Петре! Пушкин подходил с величайшим вниманием и
серьезностью, и это видно хотя бы потому, что приступил он к ней
лишь через несколько лет после того, как говорил: «Я напишу историю
Петра!»
И
написал–таки Александр Сергеевич величественную «Историю Петра»- в
подготовительных текстах. Напечатана она была лишь в 1838 году!
Затем – во всех издаваемых его полных собраниях сочинений «История
Петра» печаталась отдельным томом – более 325 страниц. Читается она
с величайшим интересом, большим, чем все современные романы о
Петре. А ведь это только черновые заготовки. Можно только
догадываться, какое великолепное произведение было бы у Пушкина об
эпохе Петра Великого!
В
главе подготовительного текста за 1699год Пушкин несколько раз
приводит подробные факты о поездках Петра в Воронеж и обратно в
Москву, как государь ездил из Воронежа в Белгород осматривать
армию. Но, кроме того, внимание Пушкина-историка привлекла и
деятельность в Воронеже Святого Митрофания, Первого Воронежского
епископа, как исторического деятеля петровской эпохи. Он участвовал
при венчании на царство Петра Великого. А когда началось великое
дело по сооружению флота российского, он от всего воронежского
духовенства пожертвовал на государевы творения и помыслы семь тысяч
рублей и четыре тысячи отдал на жалование морским солдатам…Это
большие средства, в которых так нуждался государь.
Пушкин несколько раз подчеркивал, что Петр умел по-отечески
мириться с подданными, проникался к ним сердечным уважением.
Когда зимой 1836 года Пушкин и Кольцов встретились в Петербурге, на
квартире у Александра Сергеевича, то первые слова хозяина в
обращении к гостю были сказаны так искренне и радушно, что сразу же
расположили пришельца к товарищеской беседе. Пушкин тогда сказал:
-Здравствуй, любезный друг! Я давно желал тебя видеть…
Эти
слова дошли до нас по источникам литературоведов как любезное
восклицание. Ну а если задуматься над ними?
Александр Сергеевич сказал, что он уже давно жаждал этой встречи с
воронежским поэтом, он давно и внимательно наблюдал за творчеством
Кольцова. И на просто хотел познакомиться ,а желал видеть и
беседовать с ним.
Так
впоследствии и случилось: они встречались несколько раз, подолгу
беседовали. И нам сегодня остается только сожалеть, что об этих
беседах мы мало что знаем, и можно только догадываться, сопоставляя
факты тех далеких лет, о чем они говорили.
Первозданная прелесть в стихах и песнях Кольцова подвергла Пушкина
в сердечный восторг, будто он заново родился на свет и увидел ясное
небо, леса, поля, степь безбрежную, цветы, песни людские.
«Жизнь Кольцова, - писал Белинский, - не богата, или лучше сказать,
вовсе бедна внешними событиями, но тем богаче история его
внутреннего развития и тяжелой борьбой между его призванием и
суровой судьбой».
Тут
как раз и явился А.С.Пушкин для Кольцова – богатым университетом для
его внутреннего развития. Поэт упорно занимался своим образованием,
коего ему не хватало. Каждая новая строка, прочитанная у Пушкина,
являлась для него открытием неизвестного, и это вызывало у него
неукротимую жажду к новым и новым знаниям.
А.В.Кольцов называл Пушкина русским солнцем, огнем животворной силы,
пророком, мудрым творцом всемогущего света, и между строк ему
виделось другое, более глубокое содержание
А.С.Пушкин, как только получил разрешение на издание журнала
«Современник», сразу же привлек Кольцова к сотрудничеству в нем. В
журнале за 1836 год, том 2, было напечатано кольцовское
стихотворение «Урожай». Александр Сергеевич увидел в Кольцове
действительно одаренного художника слова, который в своих песнях
художественно отображал жизнь народа, раскрывал душевный мир
крестьянства.
Узнав о гибели великого поэта, Кольцов написал: «Едва взошло русское
солнце, едва осветило широкую русскую землю небес вдохновенным
блеском, огня животворной силой…Прострелено солнце…» Он посвятил
Пушкину одно из лучших своих стихотворений - «Лес». В прекрасных
поэтических аллегориях А.В.Кольцов выразил в нем мысль о
национальном величии Пушкина и чувство скорби, вызванное смертью
поэта.
Продолжение следует.
|