О проектеБиографии литераторовФото литераторовИнтересные фактыПисатели домаПисатели в гостях Гостевая
 

Алфавитный поиск

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

 

Кольцов Алексей Васильевич (1809-1942)

Первый памятник Кольцову в Воронеже

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 (15) октября 1809 года в Воронеже. Его отец, Василий Петрович, воронежский мещанин, занимался прасольством, покупкой и выращиванием скота. Человек оборотистый, он и в детях стремился воспитать страсть  к наживе как основную добродетель. Он создал в семье гнетущую атмосферу страха и принуждения. Он считал образование непозволительной роскошью, поэтому забрал Алексея со второго класса Воронежского уездного училища, убежденный, что приобретенных познаний вполне достаточно для ведения коммерческих дел. Но от отца Алексей унаследовал практическую хватку, сметливость в торговых операциях. Настоящей школой для будущего поэта стала родная подворонежская природа. Именно она сделала из подростка будущего художника слова, вселила в его душу чувство прекрасного. Черноземная степь  очаровывала Кольцова, научила мыслить широко и свободно.

 Верными товарищами стали для Кольцова книги. Он читал сочинения Богдановича, Державина, Дмитриева, Жуковского, Пушкина. Воронежский книгопродавец Д.А.Кашкин, человек просвещенный и отзывчивый, подарил однажды начинающему поэту руководство по версификации – «Русская просодия». Очень обрадовался этой книге  будущий поэт: оказывается, есть какие – то правила сложения слов в стихотворный размер!

История первой любви поэта была драматичной. В доме Кольцовых на положении прислуги жила  скромная и застенчивая девушка Дуняша. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное чувство. Отец, воспользовавшись  отсутствием Алексея, отправил служанку к одному из донских помещиков. Потрясенный случившимся, Кольцов сначала слег в горячке, а потом бросился по следам проданной в рабство возлюбленной, но отыскать ее так и не сумел. Это была горчайшая истина крепостнической России.

Кольцов целиком отдается поэзии. К этому времени у него появился наставник – воронежский семинарист А.П. Сребрянский, талантливый сочинитель, который помог поэту в литературном образовании. В стихах своего подопечного он даже исправлял орфографические ошибки и расставлял знаки препинания.

Кольцову в жизни везло на хороших людей. В 1830 году он познакомился с Н.В. Станкевичем, философом, поэтом, известным общественным деятелем, оказавшим благотворное влияние на развитие таланта Кольцова. Станкевич сразу же увидел в корявых на первый взгляд строках поэта-самоучки рациональное зерно самобытного дарования.

В 1831 году он отправился в Москву, где Станкевич помог устроить ему очень важные встречи с В.А.Жуковским, В.Ф.Одоевским, П.А.Вяземским и другими видными писателями.  А через четыре года на средства, собранные друзьями, издана была первая книга поэта, которая сразу же обратила на себя внимание литературную общественность.

 В 1835 году на литературном вечере у В.А. Жуковского Кольцов встретился с А.С.Пушкиным. Великий поэт с большой похвалой отзывался об опытах оригинальной кольцовской музе, а одно из лучших стихотворений поэта «Урожай» было напечатано в журнале «Современник».

Здесь когда-то на Большой Дворянской (ныне проспект Революции) стоял дом, в котором жил Кольцов

Весть о смерти великого поэта сразила Кольцова: «Александр Сергеевич Пушкин помер; у нас его больше нету!.. Едва взошло русское солнце, едва осветило широкую русскую землю небес вдохновенным блеском, огня животворной силой. Прострелено солнце!» Поэт посвятил памяти Пушкина стихотворение «Лес»,в котором, используя эзопов язык, автор прозрачно намекает на общественную подоплеку пушкинской трагедии.

Трудно переоценить роль в судьбе Кольцова критика-демократа В.Г.Белинского Встреча, сближение и, наконец, теснейшая дружба с ним, продолжавшаяся до последних дней жизни поэта, в значительной степени определила смысл и содержание всей жизни и творчества Кольцова. В истории русской словесности мало найдется примеров столь плодотворного союза двух литераторов. Белинский был и первым читателем, и первым ценителем, и первым редактором кольцовских произведений. Он тянул Кольцова из провинциальной глуши в столицу, предлагал работу, предоставлял свою квартиру в распоряжении друга. Белинский был для Кольцова не просто другом, но идейным учителем.

В последние годы жизни поэта домашняя обстановка стала  совершенно невыносимой. Ссоры, дикие скандалы, пошлые насмешки над самым святым совершенно подорвали здоровье поэта. Кольцов умер 10 декабря 1842 года в одиночестве, огражденный глухой стеной непонимания домашних.

Литературное наследие А.В.Кольцова невелико по объему. Всего полтора десятилетия творческой деятельности, постоянно прерываемой житейскими неурядицами. Однако оно стало достоянием не только отечественной, но и мировой литературы. Поэт прославляет труд, вольность, любовь, горит гневом к угнетателям. Его лучшие произведения «Косарь», «Лес», «Путь», «В непогоду ветер…», «Не шуми ты, рожь», «На заре туманной юности» и другие глубоко вошли в духовную жизнь русского народа. Поэт-прасол принадлежит к числу тех писателей прошлого, чей авторитет был завоеван не количеством опубликованных произведений, а самобытностью и неповторимостью самого творчества.

К поэзии Кольцова обращались почти 300 композиторов, на его слова было написано более700 романсов и песен, его книги издавались более 200 раз!

Могила А.В.Кольцова находится в Воронеже, в районе цирка. Она бережно сохраняется. Именем поэта названы улица, сквер, школа, театр, одна из вершин Памира. В 1868 году в Кольцовском сквере, в центре города, установлен памятник  поэту работы итальянского скульптора А.Трискони. В 1976 году на Советской площади открыт еще один памятник А.В.Кольцову. Поэт стоит в полный рост, как бы задумавшись, глядит на панораму водохранилища и левобережья. Автор – скульптор П.И.Бондаренко.

  

 

В.Г.Белинский: «И придет время, когда песни Кольцова пройдут в народ и будут петься на     всем пространстве беспредельной Руси».

 

Н.Г.Чернышевский: «По энергии лиризма с Кольцовым из наших поэтов равняется только Лермонтов; по совершенной самобытности Кольцов может быть сравнен только с Гоголем».

 

С.Есенин: «У этого и сердце, и песня! Жаль только – робок уж очень…Но зато уж и пел – на всю степь русскую».

 

М.Исаковский: «Кольцов мне дорог своим талантом. И не просто талантом, а талантом чисто демократическим, народным».

        

 

 

Продолжение следует.

 

 
Хостинг от uCoz